Рабочая учебная программа
Факультатива «Юный патриот»
срок реализации программы 2017 – 2018учебный год
Пояснительная записка
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе создан военно-патриотический клуб «Юные патриоты», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В училище, ребята получают первую профориентацию
Данная учебная программа направлена на физическую, психологическую, военную подготовку граждан к военной службе с учетом сокращения срока службы до 1 года.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности членов военно-патриотического клуба «Юные патриоты»:
- Конституцией и законами Российской Федерации;
- Законом «Об образовании»;
- Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
- Уставом клуба;
- Решениями Совета клуба.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
- принцип добровольности;
- принцип взаимодействия;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип междисциплинарности;
- принцип преемственности;
- принцип равноправия и сотрудничества;
- принцип гласности;
- принцип самостоятельности;
- принцип ответственности;
- принцип коллективности;
- принцип ответственности за собственное развитие.
Цель:
Создание системы военно-патриотического воспитания обучающихся, обеспечивающей формирование морально-психологической и физической готовности и способности молодежи к военной службе и успешной социализации в обществе.
Задачи:
- Создание условий для овладения обучающимися основ военной службы.
- Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.
3.Создание условий для приобретения обучающимися навыков безопасности жизнедеятельности, эмоционально волевой устойчивости в экстремальных условиях.
- Воспитание у подростков ответственности, сознательности и коммуникативности.
- Формирование интереса к истории и традициям Вооруженных Сил.
Обучение 1 год, программа рассчитана на 6 часа в неделю.
В программе заложены следующие направления деятельности военно-патриотического клуба «Юные патриоты»:
- патриотическое воспитание,
- начальную военную подготовку,
- военно-спортивную подготовку,
- основы жизнедеятельности воина,
- предметно-практическую деятельность.
В результате обучения дисциплине обучающиеся должны
знать:
– историю развития боевых автоматов АКМ – 74, АК – 74, АКС – 74 и боевых пистолетов, а также историю гражданских противогазов и защитных комплектов в нашей стране;
– назначение и устройство АК – 74, противогазов ГП – 5, ГП – 7, ОЗК;
– инструктаж по технике безопасности;
– историю создания Вооруженных Сил России.
уметь:
– правильно прицеливаться, и умело выполнять стрельбу из пневматической винтовки, пневматического пистолета, АК – 74;
– быстро надевать противогаз ГП – 5 и защитный комплект ОЗК;
– ориентироваться на местности;
– умело действовать в составе отделения, в тактической подготовке;
– выполнять нормативы по физической и медицинской подготовке;
– выполнять строевые приказы.
Механизм реализации Программы
В целях успешной реализации Программы деятельности клуба «Юные патриоты» используются активные формы работы, значимые для подростков и юношества:
– экскурсии, посещение музеев, хранящих память о героическом прошлом нашего народа;
– встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий;
– диспуты, уроки мужества;
– организация и проведение мероприятий, рейдов по классам с лекциями, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России;
– проведение Вахты Памяти;
– участие в викторинах, соревнованиях, конкурсах, патриотической направленности.
Предполагаемые конечные результаты
Осуществление настоящей Программы позволит:
– продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в училище;
– сформировать готовность обучающихся к активной гражданской позиции;
– отвлечь обучающихся от противоправной деятельности;
– оказывать помощь каждому ребенку в его саморазвитии, раскрытии способностей;
– создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
Календарно-тематическое планирование занятий
военно-патриотического клуба «Юные патриоты»
Учебно-тематический план
| № п/п | Наименование раздела | кол-во часов |
| 1 | Вводная тема | 2 |
| 2 | Прикладная физическая подготовка | 30 |
| 3 | Гражданская подготовка | 30 |
| 4 | Основы военной службы | 49 |
| итого | 222 |
|
|
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ВР _____________ ___________ «___»_______________20__г. |
| № п/п | Наименование темы, раздела | Количество часов |
| Раздел I: Вводная тема (2часа) | 2 | |
| 1 | Допризывная подготовка. ее сущность, цели и задачи. | 1 |
| 2 | Допризывная подготовка. ее сущность, цели и задачи. | 1 |
| Раздел II: Прикладная физическая подготовка | 30 | |
| 3 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ в парах | 1 |
| 4 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ на перекладине | 1 |
| 5 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ с тяжестями | 1 |
| 6 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, игры с элементами борьбы, переноска грузов. | 1 |
| 7 | Л/а разучивание техники бега по пересеченной местности. Кросс 3 км | 1 |
| 8 | Л/а. Тренировка в совершенствовании марш-броска. Кросс 5 км. | 1 |
| 9 | Л/а. Сдача контрольных нормативов. Бег 100м, 1 км., подтягивание, пресс, граната | 1 |
| 10 | Л/а. Тренировка в совершенствовании марш-броска. Кросс 5 км. | 1 |
| 11 | Совершенствование техники игры в футбол | 1 |
| 12 | Сдача контрольных нормативов. | 1 |
| 13 | Бег на средние дистанции(300-400м | 1 |
| 14 | Тренировка в совершенствовании марш-броска 2-3 км | 1 |
| 15 | Тренировка в совершенствовании марш-броска 4-5 км. | 1 |
| 16 | Тренировка в совершенствовании марш-броска до 6 км. | 1 |
| 17 | Совершенствование техники игры в футбол | 1 |
| 18 | Выполнение нормативов(100м, 1 км., подтягивание, метание гранаты, пресс, подъем переворотом) | 1 |
| 19 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ в парах | 1 |
| 20 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ в движении | 1 |
| 21 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ на перекладине. | 1 |
| 22 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ с тяжестями. | 1 |
| 23 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, игры с элементами борьбы, переноска грузов. | 1 |
| 24 | Лыжный спорт. Техника | 1 |
| 25 | Лыжный спорт. Изучение лыжных ходов. | 1 |
| 26 | Лыжный спорт. Лыжная гонка 3 км. | 1 |
| 27 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ в парах. | 1 |
| 28 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ в движении | 1 |
| 29 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ на перекладине | 1 |
| 30 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ с тяжестями | 1 |
| 31 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, игры с элементами борьбы, переноска грузов. | 1 |
| 32 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, игры с элементами борьбы, переноска грузов. | 1 |
| Раздел III: Гражданская подготовка | 30 | |
| 33 | Гражданская оборона учебного заведения | 1 |
| 34 | Гражданская оборона учебного заведения | 1 |
| 35 | Оружие массового поражения иностранных армий. Ядерное оружие | 1 |
| 36 | Оружие массового поражения иностранных армий. Ядерное оружие | 1 |
| 37 | Химическое оружие | 1 |
| 38 | Химическое оружие | 1 |
| 39 | Современные средства поражения | 1 |
| 40 | Современные средства поражения | 1 |
| 41 | Действия населения по защите от последствий аварий, катастроф | 1 |
| 42 | Действия населения по защите от последствий аварий, катастроф | 1 |
| 43 | СИЗ | 1 |
| 44 | СИЗ | 1 |
| 45 | Защитные сооружения ГО | 1 |
| 46 | Защитные сооружения ГО | 1 |
| 47 | Приборы ДП-5А, ВПХР | 1 |
| 48 | Приборы ДП-5А, ВПХР | 1 |
| 49 | Действия населения по защите от последствий аварий, катастроф | 1 |
| 50 | Защитные сооружения ГО | 1 |
| 51 | СИЗ | 1 |
| 52 | Преодоление зараженной местности в ОЗК | 1 |
| 53 | Преодоление зараженной местности в ОЗК | 1 |
| 54 | Оружие массового поражения | 1 |
| 55 | Современные средства поражения | 1 |
| 56 | Практические действия по преодолению зараженной местности в противогазе ГП-5 | 1 |
| 57 | Преодоление зараженной местности в ОЗК | 1 |
| 58 | Одевание противогазов, ОЗК, Л-1, на время | 1 |
| 59 | Одевание противогазов, ОЗК, Л-1, на время | 1 |
| 60 | Сдача нормативов по одеванию СИЗ. | 1 |
| 61 | Сдача нормативов по одеванию СИЗ. | 1 |
| 62 | Сдача нормативов по одеванию СИЗ. | 1 |
| Раздел IV: Основы военной службы | 49 | |
| 63 | Обязанности солдата перед построением и в строю | 1 |
| 64 | Обязанности солдата перед построением и в строю | 1 |
| 65 | Строевые приемы и движения без оружия | 1 |
| 66 | Строевые приемы и движения без оружия | 1 |
| 67 | Отдание воинской чести без оружия. | 1 |
| 68 | Отдание воинской чести без оружия. | 1 |
| 69 | Выход из строя и подход к начальнику | 1 |
| 70 | Выход из строя и подход к начальнику | 1 |
| 71 | Воинское приветствие | 1 |
| 72 | Воинское приветствие | 1 |
| 73 | Закрепление изученных строевых приемов | 1 |
| 74 | Закрепление изученных строевых приемов | 1 |
| 75 | Назначение и боевые свойства АКС, АК – 47, АК- 74 | 1 |
| 76 | Назначение и боевые свойства АКС, АК – 47, АК- 74 | 1 |
| 77 | Понятие об устройстве и работе АКС | 1 |
| 78 | Понятие об устройстве и работе АКС | 1 |
| 79 | Разборка и сборка АК. Нормативы | 1 |
| 80 | Разборка и сборка АК. Нормативы | 1 |
| 81 | Разборка и сборка АК. Нормативы | 1 |
| 82 | Уход за автоматом, его хранение и сбережение | 1 |
| 83 | Уход за автоматом, его хранение и сбережение | 1 |
| 84 | Осмотр и подготовка к стрельбе АК. Приемы стрельбы | 1 |
| 85 | Осмотр и подготовка к стрельбе АК. Приемы стрельбы | 1 |
| 86 | Снаряжение магазин к АК – 47 | 1 |
| 87 | Сдача нормативов по разборке и сборке АК – 74, снаряжению магазина к АК – 74 | 1 |
| 88 | Сдача нормативов по разборке и сборке АК – 74, снаряжению магазина к АК – 74 | 1 |
| 89 | Повороты в составе отделения на месте | 1 |
| 90 | Повороты в составе отделения на месте | 1 |
| 91 | Повороты в движении в составе отделения | 1 |
| 92 | Повороты в движении в составе отделения | 1 |
| 93 | Движение строевым шагом в составе отделения | 1 |
| 94 | Движение строевым шагом в составе отделения | 1 |
| 95 | Прохождение торжественным маршем в составе взвода | 1 |
| 96 | Прохождение торжественным маршем в составе взвода | 1 |
| 97 | Контрольное занятие по строевой подготовке | 1 |
| 98 | Контрольное занятие по строевой подготовке | 1 |
| 99 | Повороты в составе отделения на месте | 1 |
| 100 | Повороты в составе отделения на месте | 1 |
| 101 | Стрельба из ПВ сидя на точность | 1 |
| 102 | Стрельба из ПВ сидя на скорость | 1 |
| 103 | Стрельба из ПВ лежа на точность | 1 |
| 104 | Стрельба из ПВ лежа на скорость | 1 |
| 105 | Стрельба из ПВ стоя на точность | 1 |
| 106 | Стрельба из ПВ стоя на скорость | 1 |
| 107 | Песни из строя | 1 |
| 108 | Песни из строя | 1 |
| 109 | Песни из строя | 1 |
| 110 | Учебная стрельба из пневматической винтовки | 1 |
| 222 | Учебная стрельба из АК- 74 военно-полевые сборы | 1 |
| Итого | 222 | |
Программно-методическое обеспечение:
- I. Наглядные пособия:
- Плакаты по огневой подготовке
- АК-74 в разрезе – стенд
- Плакаты по строевой подготовке
- Плакаты по медицинской подготовке
- Плакаты по тактической подготовке
- Плакаты по гражданской обороне
- Плакаты: Уставы
- Видеофильмы по строевой подготовке и гражданской обороне.
- Карточки – задания
- ОЗК – 2 шт.
- Противогазы – 15 шт.
- Винтовки пневматические – 5 шт.
- Учебные приборы ВПХР, ДП-5Б
- Спортивный городок
- Учебно-теоретический раздел
- Методическое пособие по ОБЖ
- Методическое пособие по физической культуре
- Журнал «Физическая культура в училище»
- Журнал «Основы безопасности жизни»
- Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Календарно-тематическое планирование
III. Предметно-практический раздел
- Спортивный зал
- Тир
- Спортивный городок
- Кабинет ОБЖ
Список использованной литературы
- Воспитание патриотизма. Методическое пособие. Гувр. ВС РФ., М. 2002 г.
- Полвека в боевом строю. Изд. ОАО МИПП «Север». Мурманск. 2007 г.
- Военно-патриотическое воспитание в училище. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
- Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной училище. // Преподавание истории и обществознания в училище.- 2001.- № 9.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание обучающихся.- 2002. – № 7.
- Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в училище.- 2006.- № 9.
- Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в училище.- 2006.- № 9.
- Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
- Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.